And out in the valley warm and clean
The little ones sit by their TV screens -
No thoughts to think,
No tears to cry...
R. Waters "Amused to death"

 

Достопамятно интервью жены футболиста сборной России Юрия Жиркова, в котором Миссис Россия 2012 споткнулась о каверзный вопрос, вращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли. Ролик спровоцировал массу высокомерных комментариев в интернете и только. Однако разнообразные опросы и исследования показывают, что Миссис Россия такая не одна и наше население далеко не так культурно и образовано, как умиленно уверяют государственные телеканалы.  

Казалось бы, какое отношение это имеет к тематике сайта? Прямое: чем примитивней человек, тем проще его моделировать. Судите сами: смоделировать духовные потребности (в творчестве, самовыражении, развитии и т.п.) - задача архисложная и на сегодняшний день далекая от решения. Тогда как физиологические и связанные с ними материальные потребности уже сегодня достаточно успешно моделируются.

Это тянет за собой некоторые последствия, в силу того что потребности в значительной степени определяют поведение. И если такой примитивный (т.е. легко моделируемый) человек добьется влияния в обществе, распространяя свое мировоззрение и навязывая свои решения, или если подобных ему людей станет достаточно много, то существенно возрастет надежность не только индивидуальных, но и социальных прогнозов. Конечно, с цивилизационной точки зрения, происходящее станет катастрофой, эдаким Средневековьем с вай-файем. Но нет худа без добра: с точки зрения моделирования - все пойдет как нельзя лучше.

И нет причин не опасаться того, что подобная тенденция примитивизации сохранится. В этой связи можно услышать, как некоторые пеняют на технический прогресс и цифровую культуру. Дескать современные гаджеты избавляют людей от необходимости думать, запоминать, общаться и много от чего еще. Но позвольте, ведь больше века назад автомобили избавили нас от необходимости ходить пешком, однако это не мешает людям до сих пор нагуливать километры, хотя при этом и обнаружилось огромное число людей, настолько неразлучных с автомобилями, что они согласны мириться с появлением лишнего веса и хронических заболеваний. Поэтому возможно, что проблема коренится не в гаджетах, а в природе человека. И думается, что нынешнее положение дел есть не заговор в духе "Секретных материалов", а во многом следствие единодушия интересов на глобальном уровне. Или точнее, всеобщего отсутствия интереса к переменам. Причем отсутствие такого интереса может быть даже не осознаваемо теми, кто его демонстрирует.

В современном мире тотального информационного воздействия (в форме рекламы, предвыборных кампаний, пропаганды, требований моды, поп-культуры и проч.) те, кто пытаются воздействовать (компании в лице своих маркетологов и PR-технологов, чтобы сбыть продукцию; политики и политтехнологи, чтобы выиграть выборы; чиновники и СМИ, чтобы скрыть свою профнепригодность и т.д.), и те, на кого пытаются воздействовать (потребители, избиратели, налогоплательщики), в массе своей сделаны из одного теста: у них примерно одинаковый культурно-образовательно-интеллектуальный уровень, нет большого, принципиального разрыва. А манипулировать теми, кто находится с тобой на одном уровне гораздо сложнее, чем теми, кто образовательно, интеллектуально слабее, кто не способен отбраковывать поступающую информацию. Поэтому сознательно или подсознательно манипуляторы не склонны способствовать повышению среднего культурно-образовательно-интеллектуального уровня (своих сотрудников, клиентов, потенциальных клиентов и т.д.). Кстати, если взять крупные компании, то и внутри манипуляторов ситуация не лучше. Образно говоря, редкий начальник повысит более умного подчиненного, чтобы не спровоцировать опасную конкуренцию. Тем самым, помимо прочего, руководство будет само проходить и распространять ниже по иерархии ухудшающий отбор (снижая эффективность принимаемых решений). Но чем крупнее организация, тем проще затеряться в ней некомпетентным сотрудникам, пока не грянет гром. И последнее десятилетие дало немало примеров внезапных банкротств огромных компаний, ходивших до последнего момента в лидерах своих отраслей. Короче говоря, исходя из сказанного запрос "сверху" на массовое окультуривание вряд ли поступит.

Однако и решительного запроса "снизу" не слышно. На фоне многочисленных жалоб работников образования, науки и культуры, и подкрепляющих их результатов соцопросов и соцобследований  любопытны отклики интернет-пользователей (т.е. представителей более молодой и формально более образованной аудитории, чем среднестатистический соотечественник), агрессивно реагирующих на периодические материалы в Сети о современном бескультурии и невежестве: "Зачем это знать?", "У меня и без этих знаний все хорошо", "Попробовал бы автор сделать то, что умею я", "Кто определил минимальный уровень знаний?" и далее в том же духе. Даже со скидкой на нерепрезентативность интернет-ораторов доля ответов в духе "Я узнал что-то новое, спасибо" часто составляет лишь несколько процентов. Большое число сограждан воодушевленно защищает и отстаивает свое невежество! Оно и понятно: так жить гораздо проще. А высокомерие - отличный заслон от критики.

На протяжении столетий образование было одним из мощнейших социальных лифтов, выносивших людей из неустроенности. Сегодня, в эпоху обществ всеобщего благоденствия, этот лифт стал буксовать. Бесчисленные примеры доказывают нам, что для сытой, богатой жизни образование (в смысле знаний, а не дипломов) и культура уже совсем необязательны, а порой и вовсе неудобны. А сытое брюхо к ученью глухо.

Однако непонимание или заносчивое игнорирование долгосрочных последствий создает самоусугубляющуюся отрицательную динамику. Как писал Фазиль Искандер: "Двигатель пошлости - сама пошлость". Мы видим уже сегодня, что силы голосов отдельных пророков-энтузиастов не хватает против гула удручающе большой массы населения, не понимающей, зачем нужно учиться и развиваться, если можно хорошо (чт.: сытно) пристроиться в жизни, не обладая ни широкими знаниями, ни развитыми общественно-полезными навыками или талантами.

Так вот, возвращаясь к моделированию, если такая социальная тенденция сохранится, то в обозримом будущем наступит очень удобное для моделирования время, когда к людям станут применимы модели, которыми сегодня биологи описывают поведение саранчи или пингвинов. Но некоторые доработки этих моделей, конечно, потребуются, поскольку пингвин в отличие от человека все-таки не умеет пользоваться айфоном. Такое расширение сферы применения уже имеющихся моделей позволит ученым сберечь массу творческих сил, а государству - денег на научные исследования.

  • Комментарии не найдены
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

© 2015 humanmodel.ru