Во многих работах, описывающих людей, используется некий суперпринцип, которому подчиняется все существование искусственного человека. Этот суперпринцип обуславливает личное восприятие и оценки искусственного человека, его рассуждения, его поведение. Как например, принцип maxT у А.Л.Шамиса. При том, что теории человека, использующие суперпринцип, получаются очень цельными и удобными для осознания, тем не менее мне кажется, что идея суперпринципа неудачна.

Очень похоже на то, что суперпринцип может быть сформулирован лишь в настолько общем виде, что окажется по сути бесполезным для моделирования. Например, человек должен соответствовать среде, в которой он сформировался.

А что, если человек формировался стихийно, хаотично, под влиянием дарвиновского, культурного и других видов отборов, случайных обстоятельств и еще многих разных факторов (как тут не вспомнить дискуссию про физиологическую эволюцию глаза)? Поскольку речь идет, прежде всего, об интеллектуально-духовной эволюции, а не биологической, то в рамках данного тезиса мы даже можем ограничиться последними несколькими тысячами лет, когда существовала развитая культура (дабы избежать дискуссии об изначальном происхождении человека), которая во многом и определяла интеллектуально-духовное развитие. Ведь ясно, что даже за последнее тысячелетие некоторые элементы мышления претерпели изменения (восприятие мира, вселенной, богов, человека, понимание морали и границ допустимого и т.д.).

В таком случае человек предстает как сплав до некоторой степени случайных свойств, которые иногда даже бывают противоречивы и вредны для него самого.

Если это так, то следует применять кардинально иной по сравнению с использующим суперпринцип подход к построению искусственного человека. Не сверху-вниз: человек как реализация суперпринципа, - а снизу-вверх: человек как башня из разных кубиков, которые составляются в единую конструкцию в случайном порядке, по мере появления в них необходимости. Такой подход предполагает относительную равнозначность и автономность этих кубиков.

Можно возразить, что суперпринцип - это только начальный этап. А затем, когда теория окрепнет, можно добавить другой суперпринцип и еще, и еще. И тогда будет много управляющих поведением принципов, как в жизни. Но изначальное формирование теории вокруг одного единственного суперприниципа затачивает ее под один конкретный суперпринцип. Поэтому добавление нового принципа будет возможно либо через призму уже воплощенного суперпринципа, т.е. через искажение добавляемого принципа, либо придется значительно перестраивать имеющуюся теорию.

  • Комментарии не найдены
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

© 2015 humanmodel.ru